17.9.19

Прокладки в верхней одежде:крой, соединение с изделием, ВТО, папоротка, кромка...

Давай покорим новую вершину?
(с)

ВОПРОС ко мне:

-Подскажите по поводу дублирования деталей пальто из шерстяного черного драпа. Какой материал выбрать? И чтобы подешевле.
Светлана, у меня купавинский драп 70% шерсти. И много льна с хлопком наподобие мешковины.

Может, его на бортовку?
И как ту бортовку пришить?
Швом козлик?
Дублировать полностью?

-----------------------
Ну что ж... давайте разбираться и подробно на примере классических пальто или с лацканами или застегивающимися доверху из толстых шерстяных и полушерстяных тканей.

*
К сожалению, показать на практике в данный момент не могу, и нам придется разбираться чисто теоретически с картинками из учебных пособий по пошиву верхней одежды. Так же хочу сообщить,что рассматривать буду только основные прокладочные детали в пальто,т.е. не все.
*


Раскрой и сборка деталей прокладки классического пальто.

Детали неклеевой прокладки пальто выкраивают из парусины, бязи и карманной ткани (коленкорА). В некоторых моделях пальто в области груди делают волосяную прокладку.
Из парусины выкраивают: две бортовые прокладки( раскраиваются из одной или нескольких частей), две плечевые прокладки, плечевые накладки (наплечники 4 дет), прокладку для подворотника ( состоит из 2- х частей, раскроенных по косой), две прокладки для низков рукавов.

Из волосяной ткани выкраивают две пластинки на участок в области груди и две полоски (столбики).

Из бязи(коленкора) выкраивают два долевика для карманов, две полоски для обтачивания волосяной прокладки ( сводки).

Бортовая прокладка (парусина) применяется для придания формы и упругости полочкам, создаваемый пи обработке изделия и  выкраивается из льняной или полульняной ткани.
Бортовую прокладку выкраивают так, чтобы долевая нить располагалась параллельно перегибу лацкана.

По размерам и форме бортовая прокладка должна соотвествовать передней части полочки и может иметь припуск дополнительно по плечевому срезу и пройме 0,5-1 см ,или, наоборот, этого припуска не иметь.


С целью экономии расходования ткани бортовую прокладку выкраивают из двух частей: верхней и нижней. Длина нижней части равна длине полочки без верхней части плюс припуски на швы соединения между частями. Причем нижняя часть(длинная) может состоять даже из двух частей-надставок и кроится как по долевой верхней части, так и по долевой утка парусины.

 Ширина нижней части должна превышать ширину подбортов на 1.5-2 см.

Между собой части бортовой прокладки соединяются в накладку ручной или машинной строчкой или строчкой зиг-заг.

Если есть вытачки по лекалу пальто, то их делают и на прокладке, которые затем стачивают.


Бортовую прокладку и волосяные пластинки перед соединением проутюживают.


Чтобы придать изделия необходимую форму как сами полочки верха, так и бортовые прокладки подвергаются ВТО (влажно-тепловую обработку).

 Величина сутюживания полочек и бортовых прокладок на выпуклость груди зависит от конструкции самого пальто.

Бортовые прокладки складывают так, чтобы плечевые накладки были внутри, и уравнивают по всем срезам. Сутюживают их так же, как и полочки.


Прокладку нижнего воротника чаще всего выкраивают по косой из двух частей, которые стачивают накладным швом между собой. Затем увлажняют и утюжат до полного удаления влаги. затем прокладку накладывают на изнанку подворотника и приметывают ее посередине, затем выстегивают  и т.д...


Прокладку в низ рукавов выкраивают из коленкора или бязи так, чтобы нити утка проходили параллельно линии, проведенной посередине вдоль детали. Длина прокладки зависит от ширины низа рукавов, ширина 6-7 см.

Прокладку для низа рукавов, если она состоит из двух частей, стачивают накладным швом и приметывают к рукаву одной строчкой ручными прямыми стежками длинной 3 см, располагая строчку на расстоянии 2 см от верхнего края прокладки. Нижний край прокладки должен отстоять от линии подгиба низа на 0.3- 0,4 см.




 Долевики под карман вырезают из коленкора или бязи. Нить основы должна проходить посередине вдоль детали. Длина долевика больше длины входа в карман на 5-6 см и ширина 5-6 см.

Края долевиков у прорезных карманов после закрепления бортовой прокладки с полочкой и стежкой лацканов(если требует модель пальто)закрепляют с самой бортовой прокладкой стежками через край, у карманов накладных долевики подрезают, оставляя припуски у краев до 2 см.

Соединение и закрепление полочек с бортовыми прокладками.

Обметать внутренний срез бортовой прокладки и :

1. Полочки сложить с бортовой прокладкой, таким образом, чтобы плечевые накладки на бортовой были внизу, на столе бортами к себе.

2. Первую соединительную строчку прокладывают посередине на выпуклости груди вдоль полочки от линии талии или уровня боковых карманов по направлению к середине плечевого среза не доходя до него 8010 см.

При наметывании на бортовую прокладку левой полочки строчку прокладывают снизу по направлению к плечевому срезу, а правой полочки - от плечевого среза по направлению к низу.

3. Вторую строчку проложить параллельно срезу борта на расстоянии 3-4 см от него, 4-5 см от среза низа, на 1-2 см от перегиба лацкана, на 3-5 см от среза горловины на 8-10 см от плечевого среза.

4. Третью строчку проложить на 4-5 см от среза низа параллельно внутреннему краю прокладки на 1-1.5 см от него, параллельно пройме на 5-6 см от среза и не доходя до плечевого среза на 8-10 см.Строчку прокладывать прямыми сметочными стежками.


5. Выстегать лацканы.


6. Полочки приутюжить со стороны бортовой прокладки, сохраняя правильную форму выпуклости груди.

Затем соединяют полочки со спинкой по боковым срезам.

ВТО.

Уточняют линию борта и низа.

Во избежании излишней толщины по срезам изделия высекают бортовую прокладку: по горловине по линии перегиба лацкана до точки уступа на 1.2 см, по лацкану - на -.7 см, по срезу борта на 0.9 см. если при дальнейшей обработке бортов будет применен клеевой метод крепления кромки в бортах, бортовую прокладку на участке борта и лацкана высекают (подрезают) на 1.2 см.

Прокладывание клеевой  кромки.

Кромку прокладывают для предохранения боротов, лацканов от растяжения, а так же по краю изделия, приданной нму в процессе ВТО.

Кромка может быть клеевой и неклеевой, которую пришивают вручную.

Клеевую кромку проглаживают утюгом, перепуская край кромки за срез бортовой прокладки а бортах и лацканах на 0.5-0.6 см. При отрезной прокладке лацканов кромку по линии перегиба лацкана прокладывают только в случаях, если это  требуется по кнструкции пальто.

При прокладывании кромки полочки слегка припосаживают. Величина посадки зависит от структуры ткани.

из моей тетради за 1980 год:
Полочки проверяют по длине и полузаносу.

В результате получается: бортовка закреплена по трем сторонам кроме отлетной внутри полочек за счет клеевой кромки (или пришивной, где один край пришивается к основе ,а другой край кромки к бортовой прокладке), по центру по длине - закрепляется петлями и пуговицами.

*
Однако это не панацея.
Если кто-то хочет быть увереннее, что бортовка не отвалится, то можно проложить строчку косыми мелкими стежками по длине борта от проймы по плечу ( 4 см от края), захватывая за толщину драпа наполовину, отходя от края борта 2 см, и так же по длине внутренней части бортовки сверху от плеча , по низу (от низа 4-5 см) и потом опять сверху вниз по краю, заканчивая внизу до борта.Т.е. получается внизу и на плече строчка получается крестовая.Нитки должны быть в цвет основы.
*

Нитки наметки бортовой прокладки на полочки удаляют в конце пошива изделия перед окончательной ВТО.

---------------------------------------------------

ПРИМЕЧАНИЕ:

Делается вся операция по закреплению бортовой прокладки в пальто ручным способом буквально в течении получаса, если не стегать лацкан,и чаще его стегать и не нужно.

- раскраиваете правильно бортовку, собираете внакладку(хотите вручную, хотите на машинке)
- наметываете на верх полочек крупными стежками сверху вниз и по центру выпуклости груди
- вто
- проверка бортов
- осноровка прокладки: подрезание дальше шва притачивания по борту на 0,5
- клеевая кромка, шириной 1.2-1.5 см ,которая наполовину захватывает бортовку, а другая половина должна заходить за шов притачивания подборта
- вто
-проверка бортов.

Это писать подробно долго.Именно по-этому 90% портных не делают записи в пояснениях,а чаще ставят фотки процесса.

------------------------------------------------

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ материал по прокладкам в верхних плечевых изделиях: пальто, пиджаках, жакетах:

Если кому хочется прочесть более подробно и понятно, то, например, вот листы из книги 

Краузе Анны "Секреты шитья " из

моей он-лайн библиотеки

Прокладочные материалы для классических моделей пальто, жакетов


Как оценить прокладку в пальто для выстегивания


Выбор клеевой прокладки для верхней одежды



Как присоединить клеевую прокладку




------------------------------------------------------------------------------------------------

"Папоротка".

Это такая вертикальная складка, заложенная в конструкции изделия по ширине спинки или пол-ки для придания дополнительного объема изделию в его верхней части и для большой свободы на движения.

*
(Кстати слово "папоротка" - это в анатомии : второй сустав крыла птицы)
*

Иногда путают понятие папоротка конструктивная с папороткой- прокладкой. 
Чтобы этот дополнительный конструктивный объем держал строгую вертикальную форму и не заваливался, применялись специальные прокладки, которые изготавливались, в старинных вещах из стеганной ваты на марле или на тонкой х\б ткани, а в более позднее время из ватина. 

Хотя ватин не дает того плавного перехода слоев по толщине, как прокладки из ваты.
Такие же прокладки применялись для выравнивания или исправления отклонений фигуры, а также для создания необходимой формы или силуэта отдельных частей изделия. 



Существовали несколько видов таких прокладок:

-прокладка для верхней части спины - выравнивала впадину между лопатками спины или сильный прогиб между ключицей и самим плечем спереди; 

-прокладка вокруг проймы спинки - маскировала сильно выступающие лопатки; 


-прокладка в области грудной клетки - применялась в мужской одежде и в женской для усиления или пополнения выпуклости груди; 


-прокладка на весь плечевой шов - применялась для придания обтекаемой формы плечам; 


-прокладка на конец плечевого шва - применялась для подъема плеч и маскировки ассиметрии плечей фигуры. По современному это - подплечники, которые и в старину имели разную форму и высоту.

Прокладка, для выравнивания провала на полочкеке около проймы, выкраивается так же, как прокладка вокруг проймы спинки, т.е. нужно обвести контур проймы спинки и выкроить деталь шириной от 6,0до 8,0см. 


В одежде с долевыми (вертикальными) папортками или для исправления провала у проймы, нижний срез прокладки нужно выкроить и совместить с боковым швом на высоту 6,0-8,0см. 


В одежде без долевых, вертикальных папороток, с плотным облеганием, прокладка внизу только доходит до уровня бокового шва, но не входит в него.

Важно правильно приготовить слои ваты, расположив их между двумя слоями марли. Толщина ваты около среза проймы зависит от выступа лопаток или груди, так для больших выступов толщина слоя может доходить до 1,0см, а для малого выступа не более 0,5см. К внутреннему срезу прокладки слой ваты должен сходить на нет. 


Для выравнивания ассиметрии фигуры, прокладки делают разными по толщине, с учетом телосложения. 


Выкроенные прокладки, простегивают косыми стежками в ручную, дорожками параллельно срезу проймы, с интервалом между дорожками 1,5-2,0см. 


Готовые прокладки пришивают к срезам пройм, вручную, швом назад иголку, не затягивая сильно нить пришива и прикрепляются к боковому и плечевому швам.


--------------------------------------------------------


Для особо любопытных выставляю картинки внутренней обработки женских и мужских верхних изделий в конце 19- начале 20 веков:




------------------------------------------------

Всем удачного пошива пальто!
--------------------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Вопросы ко мне по пошиву одежды и мои ответы. Часть 2.
Старые советские плакаты -пособие по шитью
Пошив/изготовление в 1980-х г. женского пальто.Вопросы и ответы.
Маленькие хитрости портняжного ремесла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий