17.10.17

Пропорции в одежде. Силуэт. Баланс.


На этой страничке предлагаю поговорить о пропорциях в фигуре и в одежде, силуэтах, балансе изделия.

Пропорции в одежде — это соотношение отдельных её частей между собой и сочетание их с формой изделия в целом.
Хороший Мастер портной и модельер старается смоделировать то же платье для женщин исходя из естественных пропорций фигуры.
Длина платья и линия талии определяют пропорции разных частей платья(одежды). Линия талии влияет на форму и покрой лифа(верха платья), рукавов, юбки(или низа платья),т.е. на то,что определяет общий силуэт фигуры.
Мне следует упомянуть так же о некоторых основных соотношениях , которые должны гармонировать между собой и с общим видом платья. Это:
  • ширина воротника и ширина плеч;
  • ширина полос отделки платья и ко всей его поверхности
  • ширина отворота манжеты к ширине всей манжеты
В зависимости от месторасположения линии талии меняется и зрительное восприятие:впечатление от вида.
Например:
Повышенная талия при удлиненной юбке зрительно вытягивает все фигуру.
Такие пропорции имели место в костюме начала 19 века, называемое ампирным.

Именно по-этому в наши дни ампирное платье рекомендуют женщинам небольшого роста и полным.


Пониженная талия при укороченной юбке делает фигуру женщины зрительно неуклюжей и неустойчивой,так как верхняя часть изделия становится по восприятию тяжелее нижней.
Такие пропорции костюма наблюдались в начале 20 века.
1927-9 гг
1910-19 гг

А в 40-ые годы 20 века,особенно в первой половине силуэт , претерпев значительные изменения,имел в верхней части фигуры прямые и резко поднятые плечи, пониженную талию и укороченную юбку. К концу 40-х годов 20 века и начал у50-х годов плечи несколько понизились и приобрели более мягкую линию,линия талии слегка поднялась и заняла нормальное положение,юбка стала более длинной,что вполне гармонировала с уменьшением нагрузки верхней части платья.
Все мы помним и знаем знаменитые платья 50-х, которые и сейчас в моде,особенно у молодежи,называясь ретро-платья.

И тогда, в 50-ые годы прошлого столетия, четко определились 4-ре силуэта:
  • силуэт строгой формы
  • силуэт строгой формы с подчеркнутой талией и расширенной юбкой
  • силуэт мягкой формы
  • русский силуэт
1950-52 гг:

Пропорции в одежде далеких 1948-52 годов хорошо характеризуют основы построения одежды и по сей день.

*Можно проанализировать почему так произошло.
В 1945 году СССР одержал победу в Великой Отечественной Войне.
И именно 50-ые годы явно показатель того,что советская страна, на чьей памяти стала великая разруха и потери человеческие ,а это более 20 миллионов жизней, становилась на ноги и постепенно отстраивалась. Всем хотелось гармонии и красоты,основанных на новых классических формах. И именно тогда по всему миру стал возводится в моде направление: женщина-цветок,характеризующее прекрасное женское начало жизни,мира,любви. Не прошло и мимо СССР это веяние. После огромных человеческих потерь, послевоенной разрухи , люди хотели построить основы красоты и гармонии и в одежде. Закладывалось новое лучшее будущее мира и в одежде.

Например:
В одной из книг по кройке женского платья за 1950-ый год можно прочесть:


«При выборе фасонов платья каждая женщина должна учитывать особенности своей фигуры и в зависимости от этого выбирать платье с наиболее подходящими для неё линиями и отделками.
Для полной фигуры подходят платья строгой формы покроя. Лиф рекомендуется делать с глубоким вырезом и со вставками контрастных цветов. Платья должны иметь простые линии (именно на это и сейчас(!!) дается акцент в одежде для полных- примеч.автора),без всяких нагромождений и лишних украшений. Линии должны располагаться в долевом направлении.
Линия плеч находится на естественном месте (сейчас её советуют модельеры немного завысить,удлинив при этом весь силуэт,как бы вытягивая- примеч.автора).Не рекомендуется делать их плотно облегающими фигуру,так как это будет укрупнять её. (вспомним как не красиво смотрятся женщины в том же метро, которые одевают трикотажную кофту в обтяжку- примеч.автора).
Для миниатюрной фигуры платья следует делать с деталями маленьких размеров: маленький воротничок, мелкие пуговицы, небольшие карманы,короткие баски и др.
Величина каждого украшения или детали должн асоответсвовать размерам фигуры.
Для высокой и стройной фигуры подходят платья мягкой формы покроя, с лифом, затянутом в талии,и юбкой усложненных линий.
Для низкой и полной фигуры рекомендуются платья строгой формы, прилегающие в талии,с юбкой,слегка расширенной к низу(теперешнее годе- примеч. автора).На лифе следует делать удлиненный вырез. Для таких фигур нельзя делать платья с широкими поясами и поперечными линиями отделок.
Для очень тонкой и высокой фигуры рекомендуются свободные пышные формы платьев; юбка должна быть расширена в бедрах для большого подчеркивания талии. К таким платьям очень идут оборки,рюши, воланы, и т. п.»
/»Кройка женского платья» Гизлегпром 1950 г)
В наш 21 век одежда существенно усложнилась в своем покрое, и одним из важных элементов стали понятия стиля и силуэта.



Силуэт — обозначает очертание-линии контура какого-либо предмета,в частности — одежды. Один из основных элементов формообразования в костюме.
Он основная определяющая характеристика одежды и одно из самых важных в наше время средств выражения идеи для современных дизайнеров и художников-модельеров,а так же определяет моду.
Силуэты бывают основные и производные.
Основные — это те. которые определяются построением модели формы сезона или года. На её основе задаются ряд вариантов одежды с какими-либо дополнениями.
Производные — сочетают в себе различные черты основных силуэтов.

1960-ые года

На сегодняшний день различают силуэты по прилеганию:


  • Прямой — прямоугольная геометрическая форма. Бывает узкий расширенный прямоугольник(фигура с прямыми углами), и квадрат с усеченными верхними углами. Этот вид универсален,в нем ширина одежды в области груди и бедер одинакова.
  • Полуприлегающий силуэт. Он немного прилегает по линии талии,линии груди,и бедер. Бывает плавным, иногда еле заметным расширенным к низу. Этот вид силуэта как бы слегка повторяет очертания фигуры.
  • Приталенный силуэт,где одежда имеет зауженную талию.
  • Трапеция силуэт. Расширен от линии плеча или проймы и заужен или прямой внизу. Одежда , выполненная в таком силуэте может быть как свободной,так и зафиксирована поясом на линии талии.
По сравнительному сходству с простыми геометрическими фигурами:
  • овальный
прямоугольный






  • трапецевидный

  • часто характеризующиеся буквенное обозначениями : А. Х, Т, S,V


  • Профессионально,а именно, глубоко залезать в эти темы не будем.
    Если кому нужно,то сам полистает материал по этим направлениям более подробно,ладушки?



    Для того,чтобы то же платье/изделие хорошо сидело на фигуре, необходимо, чтобы оно имело правильный баланс.

    Баланс платья — это соотношение между передней частью(полочкой) и спинкой платья/одежды в сочетании с естественным положением самой фигуры человека.

    Т.е. Под балансом понимают взаимоувязку основных конструктивных участков по плечевым, боковым срезам, пройме и окату рукава,талии,что обеспечивает равновесное положение вертикальных швов, краев борта, рукавов,отсутствие заломов (дефектов) на поверхности готового изделия или ,наоборот, ровное распределение заломов,фалд(на юбках, например)
    Разность уровней полочки(переда) относительно уровней спинки в верхней части называется верхним балансом,а в нижней части  - нижним балансом.
    Правильно рассчитанный баланс обеспечивает хорошую посадку изделия на фигуре.
    В зависимости от строения фигуры баланс может быть нулевым, положительным и отрицательным. 
    -Нулевой баланс означает равенство уровней полочки и спинки;
    -Положительный - превышение уровня полочки над уровнем  спинки;
    - Отрицательный - понижение уровня полочки относительно уровня спинки.
    С увеличением сутулости фигуры баланс уменьшается, с увеличением перегибистости увеличивается.
    Верхний баланс определяется по специальной формуле...
    Баланс изделия уточняется в процессе примерки на самом человеке. Реже — на манекене.



    Опять же,:
    более подробно на страницах блога рассматривать это тоже не будем.
    Блог расчитан только на ознакомление того или иного материала по шитью и рукоделию.

    ---------------------------------------------
    Для любопытных:



    Удачного пошива и творческих свершений!



    4 комментария:

    1. Добрый вечер ,Светлана! Я не поняла формулу расчета баланса. Вы не моглибы мне ее объяснить более подробно. У меня сложно определить баланс,изза этого все изделия ползут назад. В старых книгах советуют в сложных случаях производить измерение от пола . Что Вы об этом думаете? От линии талии не всегда получается правильно измерить баланс. Спасибо.

      ОтветитьУдалить
    2. Добрый день.Не знаю как к Вам обращаться...
      1. В конце статьи написано: "Блог рассчитан только на ознакомление того или иного материала по шитью и рукоделию."
      2. Я - практик. И для того,чтобы мне что-то Вам посоветовать нужно ЭТО ВИДЕТЬ.
      3. "изза этого все изделия ползут назад"- Ваши слова. Вопрос: какие изделия- покупные или которые Вы шьете?
      Если покупные/готовые,то это одно, а если которые Вы шьете, значит ошибка в расчетах чертежа кроя.Попробуйте не расчетом,а методом макетирования себе построить основу.

      ОтветитьУдалить