14.9.16

Зачем нужна ВТО?

вто

Зачем нужно ВТО и нужно ли его вообще применять при реконструкции обмундирования  на начало 19 века.


(небольшой авторский опус)).

Для чего ВТО( влажно -тепловая- обработка) нужна?

Нужна ли она вообще?

И как лучше: делать ВТО или нет?

Ну, что ж…давайте немного порассуждаем на эту тему.

Для начала давайте еще раз вернемся к пословице: что не доделала портниха,то доделает утюг.


А значит на первом плане - ВТО(утюжка,глажка) нужна для красоты и второе : для лучшей посадки изделия по человеку.

Именно этот вариант мною сейчас и будет рассматриваться на прмере работы с шерстяными и толстыми тканями в одежде.

Одежда бывает мужской и женской...,вы все об этом знаете...)

Как и Мастера по пошиву (универсалов не беру в расчет сейчас),а попросту – портные.
Чтобы достичь хорошей посадки изделия на женщин, нужно ,конечно же знать ВТО, но главный акцент в женской одежде это – моделирование.

Т.е. ткань можно собрать в складки, сборки, буфы, защипы, наделать множество разрезов-вытачек и т.д.Тем самым улучшить не только посадку изделия на женщину, но и завуалировать все её недостатки фигуры.

В пошиве верхней женской одежды ВТО изделия уже становится более важным+всякие дополнения виде прокладок и накладок. Хотя в некоторых моделях пальто вообще можно обойтись без последних.

А вот в мужской одежде Влажно-тепловая обработка изделий(кроме рубах и нижнего белья, разумеется) уже выходит на первый план+накладки и всякие прокладки.
утюжок сувенирныйТ.е. портной по пошиву мужской одежды должен уметь с минимальным количеством вытачек на пиджаке посадить его по фигуре мужчины так, чтобы одновременно скрыть недостатки фигуры и придать идеальную посадку изделию.

Сборки,рюши, и прочие штучки тут не прокатят.))

Именно по-этому портные мужской одежды считаются Мастерами высшего пилотажа в этом ремесле.

Ведь даже мужские брюки нужно уметь обрабатывать «на утюге»*.

*термин: «на утюге» чисто профессиональный портновский, употребляется в разговорной речи между мастерами и означает ВТО.

Так же можно услышать у портных:»стоять на утюге»,»добиться на утюге « и т.п…

Т.к. в реконструкции униформы на Наполеонику (времена Наполеона) чаще всего применяется материал- сукно, то поговорим о нем конкретно. Хорошо?

утюгС течением времени и продвижением науки и техники сукно претерпело многие новшества в процессе изготовления.
А т.к. за многие годы(200 лет) швейная машинка стала неотъемлемой частью пошива изделий,то и сукно, соответственно, стали и изготовлять, не учитывая ручную работу с ним.

 (В современном изготовлении материала из шерсти стали применять еще и нити из искусственных материалов,такие как лавсан,например.)

И, как следственный результат, изменилась и технология обработки изделий и требование к ней.

Т.е ВТО стало обязательным в пошиве униформы, особенно из шерстяных тканей.
 (Это хорошо видно по обработке тех же кителей на 1940-е годы в СССР.)

Так же изменились и планы раскладки лекал(если брать массовый пошив униформы) на материале, как и способ выкраивания, т.е. на производстве стали применять электрические ножи вместо ножниц и настилать при этом материал в несколько, а то и 10-ки слоев(настил называется).

В индивидуальном пошиве правила раскроя изделия на ткани так же изменился за 200 лет с учетом состава волокон ткани и их свойств.

Понимаю что,если 200 лет назад можно прочесть в первоисточниках, что сукно перед раскроем нужно усадить(намочить и прокипятить), то нынешнее сукно такой обработки перед раскроем лучше не производить.

От части потому, что усадку ткани в процессе изготовления произвели полностью, или наоборот, по ТУ нужно усадить ткань 16 раз, а её на фабрике-изготовителе усадили только 8 раз.

От сюда и выводы.

Если усадить нынешнее сукно,то оно ВСЕ РАВНО будет усаживаться, или, что хуже для портного: сукно очень трудно будет в дальнейшей обработке при изготовлении изделий.

И с тем и иным результатами сама сталкивалась на практике не единожды.

Человеку, пожелавшему воссоздать униформу 200-летней давности, предлагаю все это учитывать.
И не «рвать на груди рубашку» и доказывать с пеной у рта, что раз так было, то и нам надо делать так же! ,потому что, если не усадить свой кусочек сукна на мундир( а там нужно всего-то от силы 1,7 метра!),то ничего страшного не произойдет.
А может произойти и наоборот.

Сукно, намоченное после изготовления его на фабрике (а это, как правило, современный драп) становится таким рыхлым и мягким, что форму уже держит в изделии с трудом, а уж если его обрабатывать вручную, то вообще делается как пластилин.

*Т.е.: только сутюжил край борта, только вывел линию середины в однобортном мундире, и…после проложения отделочной строчки в точку борт опять стал вихлять во все сторны! Думаешь: «Во…гуси-лебеди! ЛетяяятЬ…..ЬЬЬЬ!».И опять…на утюг становиться надо…(((

Или наоборот. Если то же сукно на офицерские шинели усадить (постирать),то оно становится очень плотным. Таким плотным,что ручной способ пошива с таким материалом очень затруднен. Да и ВТО с усаженным шинельным сукном проводить крайне сложно,т.к. его волокнам уже некуда смыкаться.

Как поведет себя то или иное сукно в работе сказать может только Мастер по пошиву униформы. Да и то, если у него есть опыт работы с толстыми пальтовыми тканями…

Так как же лучше сделать?

Декатировка ткани

Очень просто: толстые шерстяные ткани и сукно перед работой можно проутюжить через влажную тряпочку. Или то же самое (кстати по правилам ВТО!) сделать после раскроя деталей.

Но я немного отвлеклась, потому что разговор у нас о....

Влажно-тепловой ,а попросту ВТО изделия.

Что значит сделать ВТО деталей изделия из сукна и шерстянх тканей перед сборкой?
Современным языком это означает : заложить программу в память атомов сукна, чтобы при эксплуатации самого изделия оно(сукно) эту программу выполнило.

Человек ведь не плоский. У него есть форма(типа: какая-никакая,но есть)).

Когда выполнить ВТО на отдельных деталях (полочке и спинке,т.е.. переду и задней части изделия), то выходит,что они останутся все-равно ровными. Но при сборке изделия, именно температурные изменения с применением воды в определенных местах кроя и покажут эффект посадки вещи на человеке.

Как результат: само изделие буквально через полчаса носки повторяет фигуру человека.
Чтобы не было ям и прочих резких перепадов на тех же плечевых косточках у людей, и применяются всякие прокладки и накладки внутри изделия.

Т.е. мужское изделие, обработанное ВТО и сшитое по всем правилам дольше сохраняет форму,дольше служит человеку, не говоря уже о самой посадке вещи на человеке.
Если НЕ применять ВТО,а тем более всякие прокладки и накладки(типа: швальня и все тут!)?
Буквально через полчаса носки такого мундира, сукно начинает вести себя как хочет.

Т.е безобразно. Где ему вздумается – вытягивается, где нет – усаживается.
Как пример,внизу проймы переда(от пота,например).

 Что приводит к усадке самой проймы и как следствию неудобству ношения и деформации самого основания мундира.

Или не произведена усадка по горловине мундира и не проложена кромка, защищая горловину от растяжения(типа: а зачем? Ведь в швальнях этого НЕ делалось! ПРАВИЛЬНО! НЕ делалось.

А почему?
Да потому что собирался мундир ВЕСЬ в ручную. А это значит, что и воротник вшивался ВРУЧНУЮ стежком назад иголку(или как его еще называют ручной стачной шов),ширина стежков не превышала 2 мм,а шили все суровой ниткой.

И именно эта нитка и способ обработки,т.е. учет, что при ручной работе с тканью одна сторона ткани припосаживается, и предохранял горловину от растяжения+руки портного(или подмастерья), привыкшего к ручным стежкам),что приводит к деформации самой горловины и как следствие появлению морщин на полочке(переде) изделия...

Так же в швальнях отшитый мундир одевался на его хозяина мокрым.

В результате он высыхал и усаживался до такой степени,что человеку было тяжело дышать при носке униформы.

Но..такова была мода того времени...

Сейчас такого с мундирами делать не советую(да и не делает никто!).По-этому,чтобы одежда "садилась" по человеку, ВТО по правилам пошива мужской одежды лучше производить.

Где же посмотреть КАК производить правильно ВТО на тех же мундирах при пошиве на начало 19 века?

В книгах по технологии обработки мужских изделий,начиная с 1870-х годов и по нынешнее время.

В этом блоге обязательно будут показаны приемы такого ВТО непосредственно для мужской одежды. Обещаю.

А пока это все можно посмотреть и прочесть в главном моем блоге

Лебединая песня реконструктора

правило работы с утюгом
----------------------------
Читайте так же:

2 комментария:

  1. Очень интересно! Спасибо большое за то, что делитесь такими ценными знаниями и опытом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Людмила!
      И Вам спасибо,что заглянули!

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить