11.8.20

Обработка нагрудных вытачек в легком платье.


Да, да и такой вопрос порой возникает у начинающих учиться шитью одежды.                Начну издалека...

В портновском ремесле дамская одежда делится на верхнее и легкое платье. Соответственно и технология обработки изделий так же делится на технологию женской легкой одежды и технологию верхней одежды.
Легкая одежда - это блузы, нижнее белье, платья, юбки, брюки. Именно об этом и пойдет речь далее.

******
Частенько возникают споры КАК правильно писать слово "выточки" с буквой "А" после "т" или "О", как диктует правило грамматики по тому же гуглу.
Отвечу как историк-исследователь костюма: во обеих случаях- правильно.
Поясняю.
До начала, а точнее 1930-х годов в русском языке слово "выточка", писали с "О". Это можно увидеть во всех старых книгах по шитью и конструированию одежды. Происходило это слово в те времена от слова : тОчность. Одежду подгоняли точно по фигуре выточками. И зашивали, их, естественно вручную. До начала ХХ века швеной машинке не очень-то доверяли. В общем-то и правильно делали...но это другая история...
А уже с 1930 годов в в учебниках по изготовлению одежды мы видим слово "вытАчка". и происходит оно от слово "тАчать"- шить на швейной машинке.
Так что в обоих случаях "вытО/Ачка" пишется правильно, однако зависит это от проверяемого слова и логики.
******

Про вытачки: что это и зачем? - 

Для придания изделию определенной формы в соответствии с фигурой человека, а так же лучшего прилегания изделия к фигуре на основных деталях делают вытачки. Раствор (глубина) вытачек и их количество зависят от модели и модного направления вида одежды. В зависимости от расположения на изделии вытачки подразделяют на верхние (нагрудные - основные) и от линии талии.

По способу обработки вытачки могут быть разрезные и неразрезные. В легком платье (блузках, платьях) они неразрезные, т.е. не разрезаются/обрезаются по сгибу. В зависимости от модели вытачки могут переходить в другой вид отделки: мягкие складки, подрезы и проч.

------------------------------

Немного истории по моим исследованиям


На женской городской одежде(у знати) вытачки появились в Европе со средневековья, когда туники стали преображаться и облегать фигуру женщин: защипы незаметно заменялись ими.
Постепенно количество вытачек в женском костюму увеличивалось. И уже с середины XIX столетия в верхней дамской одежде их количество достигало аж до 8-ми штук только на основе, однако расположение их долгое время было лишь вдоль фигуры. К концу 19-началу 20 века и далее появляются и нагрудные вытачки.

А вот в мужской одежде вытачки стали появляться с конца XVIII века в верхней одежде. С 1915-х годов вытачки постепенно становятся одним из непременных условий мужской верхней одежды: сюртуков, фраков. К концу 19 века они появляются и на жилетах и пиджаках.
---------------------------------

Обработка нагрудной вытачки в блузке.


Хочу на своем примере показать как я обрабатываю нагрудную вытачку на блузках и платьях.
Как обрабатываю вытачки на верхней одежде желающие могут посмотреть подробно тут:
Шьем сами пальто из толстых пальтовых тканей и сукна.Часть 6: Работа с вытачками и подбортами. 

****
Кто заглянул ко мне на страницы впервые, хочу отметить, что работаю без наметки. Поэтому для начинающих советую: наметку делать.
Для этого сметываете вытачку или чуть выше или чуть ниже линии стачивания на 0,1 см. Для того, чтобы нитка наметки не попала под шов машинной строчки.
Наметку делают нитками х/б другого цвета и лучше тонкими (№50 и 60, в зависимости от плотности ткани). А в светлых изделиях светлыми нитками.
****


У меня блузка из тонкого льна с вискозой.
Намелки все производила кусочком мыла на изнаночной стороне.


Деталь переда(полочку) сложила лицевой стороной внутрь по средней линии и закрепила по боковым линиям булавками.


Затем стачала без предварительного сметывания начиная от среза бокового, и заканчивая в конце вытачки у конуса.
Именно тут примения одно из старых правил шитья середины ХХ века: дойдя до конца вытачки не заканчиваю её сразу, а еще где-то 0,7-1 см продолжаю, но уже полукругом в сторону от сгиба.

Дело в том, что вытачку на легких тканях сутюжить невозможно как, например на шерсти, и чтобы в готовом изделии конец вытачки в сгибе был не очень резким, то эта кривая сглаживает внешний вид шва.


Еще одна маленькая хитрость портняжного ремесла: как красиво закрепить нить от шва в конце, если ткань очень тонкая.

Для этого есть два способа.
1- ый: когда строчку машинную продолжаем после окончания вытачки еще несколько сантиметров и обрезаем нить. После так и оставляем насовсем.


2-ой способ: нить после окончания стачивания вытачки вытаскиваем подлиннее из швейной машинки и завязываем сами вручную узелок, где лишку нити потом обрезаем


Нагрудные вытачки отглаживаем так: сначала по ребру, затем заглаживаем в нужную сторону. В моем случае - вниз полочки/переда.
Если у вас вытачка вдоль изделия, то сначала на ребро и  немного оттянуть лишку ткани в ширине вытачки,а затем уже в нужную сторону, как правило, к боковым швам.


Вытачки нагрудные на полочке блузки/туники готовы.
Как правило их застрачивают в самом начале обработки изделия.

-------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Блузка из трикотажа своими руками.МК.
Кардиган для дома. Простой крой халата.
МК по пошиву рубахи (№1) с жабо на 18-19 в.

Комментариев нет:

Отправить комментарий