4.7.18

Пуговицы из ниток своими руками-дорсетские.

Вещи ручной работы создаются не для потребителей, 
а для ЦЕНИТЕЛЕЙ!
                                                                                (с)

Работала над созданием и пошивом мужской рубашки на 1830-35 гг. для одного из музеев и столкнулась с проблемой - пуговицы для неё.

Почему проблема?
Дело в том, что уже к концу 1820-ых годов нательные рубахи стали изготавливать/шить более разнообразными.

 Мода на высокие галстуки, элегантный и более усложненный пошив коснулась и нижнего белья.
 Хотя сам крой нательных рубах не сильно менялся на протяжении всего 19 века, а вот отделка этого вида одежды усложнялась.
+ мне захотелось все-таки поставить в своих изучениях нательного мужского белья до конца 19 века жирную точку.

И вот тут мне было суждено научиться делать пуговицы своими руками из подручных материалов чисто по наитию.
Позднее узнала из соцсети, что подобные пуговицы называются дорсетскими.

Так называемая, дорсетская пуговица, была изобретена в Дорсете (Англия) в 18 столетии. 
Первоначально основание для пуговицы изготавливалось из рогов дорсетской овцы, позже стали использоваться металлические кольца.

Изготовление пуговиц своими руками из... ниток.


Можно изготовить простую дорсетскую пуговицу с помощью переплетения пряжи.
Такие пуговицы выглядят очень необычно и могут использоваться не только как пуговицы в одежде, но и как заколка, брошка, украшения для диванных подушек, настенных коллажей, чехла для дивана или кровати и т.п.






А вот так описывалось в одной из книг для рукоделий в 1911 году про то как делать пуговицы:





-----------------------------------

Вот какие получились у меня:

ПУГОВИЦЫ ДЛЯ РУБАХИ СВОИМИ РУКАМИ


О них и пойдет речь ниже...


В соц.сетях есть много МК по теме пуговиц своими руками. В наше время подобные пуговицы делают для верхней одежды,или для вязанных вещей. И вяжут их крючком.

В моем случае крючком обвивать плотно колечко тонкой нитью (или №0 или "ирис") равномерно оказалось очень тяжело. И я применила простую иглу...
Однако, все по порядку,ладушки?

Натолкнуло меня на мысль о пуговицах, сделанных вручную, вот эти картинки с подлинников конца 18 - середины 19 веков.
Присмотритесь: пуговицы-то ручной работы(!) и все разные.
Т.е. их вид зависел в те времена от рук мастерицы и её фантазии (нательное белье до конца 19 века, в основном, шили женщины-белошвейки).




Вот и я, порывшись в своих закромах, собрала нехитрый "скарб" для работы:

- ножницы,
- иглу швейную ручную с большим ушком
-нитки "ирис"
- зубочистку
- наперсток
- пластиковые колечки
(если нет подобных, можно использовать проволку, намотав её или на толстый карандаш,или на шариковую ручку).

Сделав пару пуговиц, чтобы закрепить для себя технологию изготовления, решила поделиться навыками и с вами, уважаемые читетели...


 получается  так:

Пуговицы для рубашки своими руками:

- вдеваю нитку в иголку (не отрезаю от мотка!)


 -обвиваю один раз колечко просто, чтобы нитка не сползала: как бы закрепляя нитку ,т.е. накладывая на  первый обвив


следующий виток уже делаю с петелькой, т.е. петельным швом 


 вот так: как при
 Обработке петель вручную


 и обвивая колечко вплотную к друг дружке, продолжаю работу...


 вот что получилось:

Повторюсь: оставшийся конец не отрезаю от мотка, т.к. он мне еще пригодится в запас.



 Обвив колечко плотно, мне стало ясно, что нитки в иголке мне дальше в работе хватит и я вынула иглу...


 и отрезав нитку ,уже зная приблизительно сколько мне надо ,чтобы доделать будущую пуговицу


 теперь вставляю длинную нитку в иглу, концом нитки обматываю само кольцо редкими стежками (у меня получилось по 8 раз)

*
В книге и при МК объясняется,что потом сам нитяной обвив переворачивают узелками во внутрь, а затем продолжают делать пуговицу. От чего края будущей пуговки ровненькие,а не как у меня - в сборку. 

Однако:
1. Я делала все сама БЕЗ каких-либо подсказок (это уже потом через пару недель наткнулась на всякие подсказки в старинных книгах, т.к. знала уже ЧТО искать)
2. Любая ваша новая версия обвивки пуговиц имеет место быть, потому что видов ручных пуговиц на нижнее белье и блузы было множество. Вид пуговицы зависел от смекалки белошвейки ( нательное белье до 20 века шили женщины - белошвейки)
*


 закрепляю по центру на пересечении все нити между собой так,
чтобы они были попарно: верхняя и нижняя


 вот так...
Получилось "колесико со спицами"))


 затем продолжаю по кругу обвивать между "спицами"- нитями по диаметру ниткой, увлекая её иглой...


 вот так...


 таким образом, чтобы нитки у меня закрыли всю внутреннюю часть будущей пуговицы.


 доделав плотно круг внутри обвитого кольца, вывожу нить на изнанку


 прикладываю зубочистку по центру


 и насквозь обвиваю её 3 раза не натягивая нитку


 затем уже начинаю обвивать уже полученную ножку для пуговицы, за которую в последствии сама пуговица и будет пришиваться


 в конце делаю узелок


 вынимаю зубочистку и прячу оба конца нитки, обрезая их...


Пуговицы готовы.

****
Напомню: делала пуговицы по наитию, т.е. без книг и картинок!
И только через некоторое время наткнулась в соцсетях на дорсетские пуговицы и способы их изготовления.
Так что у вас, кто захочет повторить подобное в пошиве рубах ручным способом, теперь есть и образцы, и выбор для их изготовления,
****


Можно приступать к пошиву рубашки.

Вот тут показано все описание МК моей работы по рубашке:
Мужская рубаха (№3) на 19 век своими руками.


---------------------------------------

Из книги рукоделий за 1894 год:


Книгу эту можно скачать у меня на Яндекс Диске: ТУТ

------------------------------------------------------------
Хорошего всем дня!

------------------------------------

Читайте так же:
Обтяжка пуговиц вручную
Как пришить пуговицы на ножке
Как пришивать пуговицы с отверстиями
Ручные швы при пошиве нательных рубах.Шов строчка.Шов жгутиком.Шов простой рубец(через край)
Оборудование и организация рабочего места.Часть 1: Инструменты.
Часть 2:Расположение тела и самого изделия при ручном шитье
ЖАБО разные виды.МК и т.п...
Мужская ночная рубаха и колпак 18-19 вв.
МК по пошиву рубахи с жабо на 18-19 в.
Мужская рубаха ручной работы на 19 в своими руками.
Старинные ручные швы.Книги, подлинники, швы в моих работах
Зачем нужна ВТО
Терминология ручных и машинных швов
Ручные швы:шов через край,штуковка и др...

6 комментариев:

  1. мне интересно все что вы пишете я работала в ателье 50 лет назад а потом ушла на завод работать сейчас на пенсии но не забыла свое хобби шить люблю сейчас все по другому не так как я училась но мне интересно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада познакомиться с коллегой. Вы правы, сейчас все по-другому.Одно радует: нынешняя молодежь все больше тянется к тому. нашему обучению портняжному ремеслу,что ым получили в СССР.
      Здоровья Вам!

      Удалить
  2. Скачала книгу спасибо огромное

    ОтветитьУдалить
  3. Большое спасибо за ценную информацию! Все наше "новое" - хорошо забытое старое!!! Гениально и просто!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день. Совершенно согласна с Вами!
      Заходите, всегда всем рада!

      Удалить